Изящные колокольчик и ваджра – два знаменитых символа буддизма, которые широко используются в ритуалах. Они воплощают в себе понятия мудрости и сострадания, а так как в практике буддизма они неразделимы, то и в ритуале колокольчик и ваджру разъединять не рекомендуется.
Ваджра – основной символ тантрического буддизма-ваджраяны (отсюда и его название), но в тибетском вы можете услышать другое его наименование – дордже. Внешне он представляет из себя миниатюрное оружие – палицу или скипетр. Это символ несокрушимой силы учения Будды, неизменной природы ума и самого просветления. Сам дордже невозможно разрушить, а вот он способен разрушить злые желания и страсти, препятствия на пути к просветлению. Ваджра – это еще и молния, и как молния освещает небо в одно мгновение, так и пробуждение происходит моментально, как озарение.
Символическое изображение дордже дает необходимые мощь и сострадание на пути учения Будды.
Ваджры могут различаться по количеству окончаний – есть пятиконечный и девятиконечный дордже.
Пять концов – это пять омрачений ума, которые можно превратить в пять типов мудрости. Девятиконечная ваджра – символ девяти путей тибетской школы Ньингма. В центре находится шарик, который напоминает практикующему о том, что в состоянии просветления между двумя сторонами – от омрачений до мудрости – нет разницы с позиции абсолютной истины.
Колокольчик – дополняющий эту пару символ. Часто ваджру и колокол сравнивают с индийскими лингамом и йони соответственно – с мужским и женским началом. И если дордже – это алмазная твердость, несокрушимость и сила, то колокольчик – это пустота и источник божественного звука. Пустота – важнейший буддийский аспект, единство всех явлений, природа всего, место, откуда проявляется мир. Ваджраянский колокол – это символ ума самого Будды, а когда вместо язычка в нем присутствует дордже, глубина символизма удваивается. В таком случае это не просто музыкальный инструмент – это единство совершенного сострадания и совершенной мудрости.
Часто внутри колокола, на основании язычка, гравируют надпись Ом А Хунг – символы тела, речи и ума. Сверху колокольчик может быть украшен мантрами, буддийскими знаками и изображением восьми благих символов. Его сплавляют из нескольких металлов, причем в них могут присутствовать не только простые медь, висмут, бронза, но и серебро. Ручка колокольчика часто делается в форме полуваджры – в таком случае ее размер должен соответствовать ваджре, которая идет в комплекте с ним.
Ваджра и колокольчик, как и многие другие символы буддизма и индуизма, проникли в массовую культуру, но к этим предметам стоит относиться максимально почтительно даже вне ритуала. Если вы хотите использовать тибетский колокольчик для очищения пространства в доме или для медитаций, изучите чуть больше теории буддизма, а в идеале – получите наставления от ламы.
В индивидуальной практике ваджру и колокольчик стоит держать на алтаре, ни в коем случае не ставить в нечистое место или на пол, сидения и другие «низкие» пространства. На тексты Дхармы их ставить тоже не стоит, а для переноски и перевозки лучше использовать чехлы. При правильном обращении ритуальные предметы могут стать источником благословений и достижений, при неправильном – причиной препятствий. Некоторые буддийские традиции рекомендуют носить ваджру с колокольчиком при себе постоянно, или же иметь их миниатюрные изображения в украшениях.
Comments