Бодхисаттвы — кто это такие? Представьте на секундочку, что вы внезапно достигли просветления и стали буддой. Что вы теперь с этим будете делать?
Возможно, вы станете наслаждаться нирваной, обнаружив, что мир полностью иллюзорен и является вашей фантазией. Однако, таков путь практикующих, думающих только о собственном просветлении. Таких называют шраваки и пратьекабудды, они идут по пути базовой буддийской колесницы — Хинаяны.
Существует также Великая Колесница — Махаяна. Здесь ставится задача, чтобы абсолютно все существа достигли просветления, освободившись от оков сансары. В махаяне индивидуальное пробуждение не считается окончательным. Это довольно логично. И вот почему.
Куда девать всех остальных страдающих существ, если все они находятся в твоем собственном восприятии, в твоем собственном сознании? Именно здесь на помощь приходят бодхисаттвы. Это существа, которые достигли индивидуального пробуждения, однако их сострадание, любовь и мудрость настолько обширны, что они видят страдания живых существ, поэтому не уходят в нирвану.
Наоборот. Бодхисаттвы знают, что все существа являются неотделимыми от них. Более того, считается, что каждое живое существо, когда-то было нашей матерью. Бодхисаттва знает, что все эти существа его собственная проекция, и по сути они полностью пробуждены и ничем от него не отличаются. Однако сами существа об этом не ведают, не знают свою изначальную буддовость, испытывая сансарические страдания. Поэтому бодхисаттва приходит к нам на помощь, показывая как выплыть из океана сансары. Своим примером он как бы показывает, ты и я — по природе будды.
Бодхисаттва, в переводе с санскрита — пробужденное существо. Это может быть человек, как Будда Шакьямуни, или представитель любого другого класса существ, которое пробудившись, намеренно отказалось от ухода в нирвану ради блага других.
Чтобы перейти на уровень бодхисаттвы, непременным условиям является развитая бодхичитта, то есть одинаковая любовь и сострадание ко всем без исключения. Это называется бодхичиттой относительного уровня. Бодхичитта абсолютного уровня — это ясное, прямое знание пустотности всех явлений, знание своего естественного состояния. Что это за естественное состояние? Оно запредельно любым словам и мыслям. Однако на него можно указать как на единство пустоты и проявленного, знание единства пустотности и светоносности. То есть, это знание природы ума.
Именно с этого уровня начинается истинное Великое Сострадание. Когда бодхисаттва знает напрямую иллюзорность себя и других, знает что природа всех одинакова, он ясно видит единство себя и других. Когда это переживается на собственном опыте, возникает огромная любовь и сострадание к тем, кто этого пока не понимает — по сути к самому себе, который проявился в виде “других”.
Как стать бодхисаттвой?
Прежде всего нужно встать на этот путь, имея твердую решимость. Все начинается с принятия прибежища. Если коротко и по-простому, принятие прибежища подобно тому как мы укрываемся от страшной бури в теплом, родном, безопасном месте. Этим безопасным местом является наш собственный просветленный потенциал или природа ума. Это суть прибежища. На внешнем же уровне оно выражено в трех драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе.
Кто занимается тантрическим буддизмом, алмазной колесницей (ваджраяной) также принимает прибежище в трех корнях: Гуру, Дева, Дакини.
Далее человек берет обеты бодхисаттвы, главный из которых привести к просветлению всех живых существ. В основе практики лежит следование шести парамитам. Другим словами развитию шести благих качеств. Вот они:
дана-парамита — щедрость;
шила-парамита — нравственность;
кшанти-парамита — терпение;
вирья-парамита — усердие, мужество;
дхьяна-парамита — созерцание;
праджня-парамита — мудрость.
Парамиты, это искусные средства ведущие к пробуждению. Если вы хотите переплыть широкую реку, вам нужны плавательные средства и умение ими управлять. Аналогом этого являются парамиты. Кстати, это слово с санскрита так и переводится — ведущий на другой берег.
После реализации всех этих практик и обетов, существо раскрывает в себе будда-природу и выходит на уровень реализованного существа, продолжая помогать другим обнаруживать в себе просветленные качества.
Также в буддийской мифологии существуют так называемые бодхисаттвы-махасаттвы. Это великие божества буддийского пантеона. Например, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Тара — бодхисаттва в образе женщины, которая через свою женскую природу дарует защиту, освобождение и исполняет желания.
В буддийском мире, эти существа давно стали образцами для подражания, а также являются помощниками на пути к просветлению.
В тантрическом буддизме, ваджраяне, образы бодхисаттв используют в качестве практики. Здесь они называются йидам, то есть ведущий по пути. Практикующий визуализирует йидам, например Тару, читает ее мантру. В этом случае, тренировка происходит на многих уровнях. Например, можно практиковать однонаправленное сосредоточение, удерживая в уме образ божества без отвлечения. Можно соединять визуализацию с аналитической медитацией, обнаруживая свое тело и телесные ощущения как иллюзию.
Безусловно, представляя божество мы получаем его энергию, благословение и раскрываем свои просветленные качества, поскольку на абсолютном уровне мы и божество — одно и тоже.
Важный момент, что для такой тантрической практики непременным условием является получение посвящения от квалифицированного ламы, который уже реализовал эту практику. Иначе можно навредить себе, если использовать тантрические методы неправильно, например, чтобы что-то получить для себя. Это идет вразрез с путем бодхисаттвы. В нашем магазине вы найдете изображения божеств и их атрибутов для своего алтаря, а также ритуальные предметы для выполнения буддийской практики, различных обрядов и ритуалов.
Вы можете также выбрать поющие чаши с изображением бодхисаттв на нашем сайте и углубить свою практику. Чаши с изображениями и мантрами божеств многократно усиливают их действие и содействуют быстрому продвижению по пути.
Comentários