Из разных источников мы знаем, что поющие чаши (или тибетские поющие чаши) пришли к нам из Азии из глубины веков. Также понятно, что процесс производства этого инструмента в настоящее время отличается от того, каким он был раньше. Как и состав самого сплава поющей чаши также претерпел изменения. В настоящее время поющие чаши производятся в Индии, Непале, Китае. Часто - по специальным заказам для магазинов, расположенных в других странах. Там же (в Индии, Непале, Китае) делают поющие чаши для некоторых брендов Европы и Америки, которые конечный продукт позиционируют как произведенный именно их компанией. Такие чаши могут сильно отличаться внешним оформлением, формой самого изделия, звуковыми качествами и, конечно, политикой формирования цены.
Для примера вы можете ознакомиться с поющими чашами европейских брендов: поющие чаши Peter Hess или поющие чаши Meinl и, если получится, сравнить их с обычными, хорошими вариантами классических поющих чаш непальских мастеров либо мастеров Индии. Результат будет очевиден и для этого не надо быть Великим Мастером Звука, вы либо не заметите разницы, либо классические варианты поющих чаш будут превосходить по всем показателям “европейских” поющих чаш. В современном Мире политика брендировании проявляется во всех сферах, отсюда и соответствующая политика ценообразования.
Не так давно на рынке появилась новая, современная интерпретация поющих чаш – Кристаллические поющие чаши или Кварцевые поющие чаши. Для изготовления чаш этого вида не используют многосоставные сплавы из различных металлов, как это делают для кованых поющих чаш. Кварцевые поющие чаши изготавливают из кварцевого песка, нагревая его до очень высоких температур, с добавлением в него различных красителей (есть и такие утверждения, что в него добавляются различные минералы, драг. металлы, эфирные масла и т.д.). Из полученной массы выплавляют форму поющей чаши. Этот процесс полностью механизирован. Поющие чаши этого типа обладают приятной и необычной звуковой волной. Но у этих инструментов существует один большой минус - они настолько хрупкие, что их транспортировка крайне сложна. Производятся они по большей степени в Китае.
Также в Китае производят литые или штампованые поющие чаши. Такие чаши можно найти с разным оформлением, начиная от простой разрисовки стенок краской, заканчивая всевозможными гравировками. Но качество этой гравировки значительно уступает гравировке на кованых чашах. Это обусловлено разницей в технологиях нанесения гравировки. Гравировка на литой поющей чаше изготавливается в процессе заливки сплава в форму литья этой чаши, что уже говорит о потерях в ее качестве по сравнению с коваными чашами. Вариации самих сплавов небольшие, а сам сплав литой поющей чаши сильно отличается от сплава кованой. Совсем дешевые поющие чаши этой серии хрупкие и при падении могут легко треснуть, но есть варианты с определенной добавкой в сплав, придающей сплаву и инструменту прочность и невосприимчивость к падениям. Звуковые качества у литых поющих чаш незначительно различаются между собой. Производство этого типа поющих чаш можно встретить в Индии и Непале, но объемы производства в этих странах значительно меньше по сравнению с производством этих музыкальных инструментов в Китае.
Если говорить о гравировке поющей чаши, которая изготавливается вручную (кованая чаша), - ей уделяется много времени (речь идет о хорошем экземпляре) и как правило делает ее мастер – такая гравировка сравнима с произведением искусства на холсте, только в этом случае мастер ее наносит на металлическую поверхность поющей чаши.
Кованые поющие чаши ручной работы по большей своей части производят в Индии и Непале, так же инструменты этого типа делаются в Китае, но качество китайского производства кованных поющих чаш оставляет желать лучшего. В Индии и Непале эти инструменты изготавливают вручную и сам процесс может занимать очень много времени. По форме эти поющие чаши могут отличаться незначительно (мы имеем ввиду форму самого «купола» чаши, высоту и толщину ее стенки). Так же будут различия в гравировках на поющих чашах. У индийской и непальской гравировки есть свои отличительные особенности, качество гравировки в Индии сильно уступает работе непальских мастеров. Также в Непале существует своя «иерархия» наносимых на поющую чашу сакральных символов и изображений. Эти изображения могут быть простыми – базовыми, а могут быть и настоящими произведениями искусства.
Главным различием этих инструментов будет многосоставной сплав и, как правило, у большинства мастеров есть свои секреты в изготовлении, которые в свою очередь будут влиять как на внешний вид и долговечность поющей чаши, так и на акустические и вибрационные характеристики инструмента.
На видео вы можете увидеть фрагмент одного из вариантов процесса изготовления кованных поющих чаш.
Comments